Наши удачи и
успешность, так же как комплексы и неудачливость, во многом растут из
детства... Сегодня мы родители. Как
окрылить ребенка? Как сделать так, чтобы школа, учеба и общение стали ему в
радость?
1. Родительство
-
это специальность, потому надо читать и просвещаться. И тратить на ребенка
время! Мы получаем профессиональные знания, затрачивая на это немало сил. Быть
родителем - не меньшая наука, и значит, нужны знания. Родители оправдываются:
некогда заниматься с детьми, надо зарабатывать….НО! Когда ребенок поступает в
школу, кто-то из семьи должен быть с малышом, быть может, поступившись
карьерой. Сколько? Как позволят обстоятельства, но лучше подольше.
2. Записывая ребенка в первый класс, проконсультируйтесь со
школьным психологом. И чем раньше, тем лучше: пусть он
протестирует, готов ли малыш учиться, насколько созрел физически и
психологически, сформировалась ли мотивация к учебе, сможет ли высидеть все
уроки сосредоточившись, легко ли ему будет общаться со сверстниками. Психолог
может дать дельные рекомендации специально для вашего малыша.
3. Будьте включенными во все, что происходит с ребенком!
И не забывайте позаботиться о его эмоциональном самочувствии. Большинство детей
испытывает острый эмоциональный голод в своих семьях, им недостаточно
проявляемой родителями заинтересованности в их жизни. Уже в старших классах
подросток будет стараться держать дистанцию и не пускать родителей в некоторые
сферы своей жизни - имеет право! Но младшие школьники нуждаются в эмоциональных
отношениях с родителями. У первоклассника стоит интересоваться, удалось ли ему
с кем-то подружиться, есть ли контакт с учителем, как он себя чувствует в
классе и на переменках.
4.
Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми или с самим собой!
Принимайте
и уважайте его индивидуальность. Не настаивайте, чтобы учитель первые два года
учебы в школе ставил оценки - это весьма травматично для детей и нарушает их
мотивацию к учебе. У ребенка могут быть не ваши темперамент, наклонности, но он
и должен быть самим собой. Такие фразы, как: «Я в твоем возрасте была такая
быстрая, а ты…» или «Посмотри, вот Ваня как решает!» - необыкновенно ранят,
формируя хроническую неуспешность. Лучше сказать так: «Ты еще читаешь по
слогам, не все люди научаются читать быстро, мне давалось это с трудом, и у
тебя получится!». Или так: «Посмотри, вчера у тебя было так много ошибок, а
сегодня ты написал грамотно и чисто!». Лучше сравнивать достижения самого
ребенка, поддерживая его рост.
Школьная
тревожность нередко имеет корни в семье: амбициозные родители хотят с помощью
успехов ребенка реализовать свои амбиции. В таких случаях они спрашивают: «Твой
ответ был лучшим в классе? Ты был лучше всех?». Непосильные требования могут
обернуться для ребенка неуверенностью и неуспешностью.
5. Если вы замечаете, что учебная деятельность у школьника
упорно не складывается, подчеркните его достижения и таланты в других областях!
Самое главное, мы должны понимать, что школьное обучение вовсе не охватывает
все разнообразие жизни и способности людей. Может быть, ребенок талантлив в
спорте? В музыке? В пении? Есть люди, талантливые в общении и дружбе - они
могут быть замечательными друзьями. Так что стоит ценить и развивать любые
таланты ребенка, даже если они не вписываются в школьную программу.
6. Верьте в своего ребенка! Ничто так не
развивает личность, как вера родителей в возможности ребенка. Такая вера
сквозит в выражении лица и жестах участия, в словах поддержки и взгляде, полном
любви.
7. Устраивайте для ребенка семейные праздники!
Например, почему бы не отпраздновать первый месяц учебы в школе? Первую пятерку
как важное событие, окончание четверти? В такой день можно устроить выезд в лес
или пригласить его друзей. Личный праздник - великая поддержка для ребенка.
8.
Радуйтесь жизни вместе с ребенком!
Собственно,
каждый из нас нуждается в этом…