Найди закономерность и продолжи ряд
Дидактические задачи. Учить детей находить
закономерности. Продолжать
учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации. Учить
понимать предложенную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык
самоконтроля и самооценки.
Учить детей логически объяснять свои действия.
Материалы. Карточки
с заданиями (см. рис. 4 цв. вкладки),
набор разноцветных крышек.
Ход игры
Педагог предлагает детям рассмотреть карточки с
заданием, а затем продолжить ряд, расставляя цветные крышечки в свободные клеточки.
Какой цвет пропущен?
Дидактические задачи. Продолжать учить детей
решать логические задачи
на основе зрительно воспринимаемой информации. Учить понимать предложенную задачу и
выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки
(учить детей логически объяснять свои действия).
Материалы. Карточки
с логическим заданием (см. рис. 5 цв. вкладки),
цветные крышки четырех основных цветов на каждого из детей.
Ход игры
Педагог раздает детям карточки с логическим заданием,
предлагает
внимательно рассмотреть их, а затем заполнить незанятую клеточку той крышечкой, которую
они считают подходящей. После выполнения задания дети объясняют свой выбор.
Построй неваляшку
Дидактические задачи. Продолжать учить решать
логические задачи
на основе зрительно воспринимаемой информации. Учить понимать предложенную задачу и
выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки (учить детей
логически объяснять свои действия).
Материалы. Разноцветные крышки. Карточки для решения
логических задач на каждого из детей.
Ход игры
Педагог предлагает детям собрать неваляшку из цветных
крышек,
ориентируясь на словесную инструкцию.
Инструкция звучит так. Сначала выкладываем первый круг. Он не
маленький и не средний, значит, какой? Правильно, большой. Он не красный, не
синий, не зеленый. Какой он? Правильно, желтый. Значит, снизу нам
нужно положить большой желтый круг. Теперь средний круг. Он не маленький, не
большой. Значит, какой он ? Правильно,
средний. Этот круг не синий, не желтый, не зеленый, значит?.. Правильно, красный. Кладем посередине средний красный круг. И последний круг. Он не большой и не средний,
значит?.. Молодцы, маленький! Он не
красный, не зеленый, не желтый. Какой он? Правильно, синий!
Дети выкладывают
неваляшку, вслух объясняя свои действия.
Отгадай загадки
Дидактические задачи. Продолжать учить детей
решать логические задачи.
Учить понимать предложенную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык
самоконтроля и самооценки (учить детей логически объяснять свои действия).
Материалы
Раздаточный: разноцветные крышки разного
размера, карточки для решения логических задач,
пустые карточки на каждого из детей.
Демонстрационный: мешочек с цветными крышками
у педагога.
Ход игры
Педагог по одной достает из мешочка крышечки и, не
показывая детям, описывает их.
Описание звучит так. Первая крышечка у нас будет не большая и не маленькая,
не красная, не желтая и не синяя. Нашли? Положите эту крышечку в первую пустую
клеточку на ваших карточках. Вторая — не средняя и не большая, не желтая, не зеленая, не
красная... И так далее.
Заполни клеточки
Дидактические задачи. Продолжать учить детей
решать логические задачи
на основе зрительно воспринимаемой информации. Учить понимать предложенную задачу и
выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки
(учить детей логически объяснять свои действия).
Материалы. Карточки
с логическими задачами (см. рис. 6 цв. вкладки),
разноцветные крышки на каждого из детей.
Ход игры
Воспитатель раздает детям карточки с логическим заданием
и предлагает внимательно их рассмотреть, а затем заполнить пустые клеточки крышечками в
неповторяющихся цветовых сочетаниях. В конце игры дети объясняют свои действия.
Найди девятое
Дидактические задачи. Продолжать учить детей
решать логические задачи
на основе зрительно воспринимаемой информации. Учить понимать предложенную задачу и
выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки
(учить детей логически объяснять свои действия).
Материалы. Карточки
с логическими задачами, разноцветные крышки
на каждого из детей.
Ход игры
Педагог раздает детям карточки с логической задачей и
предлагает
им заполнить пустую клеточку так, как они считают правильным. В конце игры дети объясняют
свой выбор.
Заполни клеточки
Дидактические задачи. Продолжать учить детей
решать логические задачи
на основе зрительно воспринимаемой информации. Учить понимать предложенную задачу и
выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки
(учить детей логически объяснять свои действия).
Материалы. Карточки
с логическими задачами (см. рис. 6 цв. вкладки),
разноцветные крышки на каждого из детей.
Ход игры
Педагог раздает детям карточки с логической задачей и
предлагает
им заполнить пустые клеточки так, как они считают правильным. В конце игры дети объясняют
свой выбор.
Расставь фигуры
Дидактические задачи. Продолжать учить детей
решать логические задачи.
Учить понимать предложенную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык
самоконтроля и самооценки (учить детей логически объяснять свои действия).
Материал.
Большие
разноцветные крышки и одна маленькая белая на каждого ребенка.
Ход игры
Педагог предлагает детям
по словесной инструкции выполнить следующие задания:
•
Расставь
кружки так, чтобы маленький был между синим и красным, а красный рядом с зеленым.
•
Расставь
кружки так, чтобы маленький был между желтым и красным, а желтый был рядом с
зеленым.
•
Расставь
кружки так, чтобы маленький был между желтым и красным, а красный был рядом с
зеленым.
•
Расставь
кружки так, чтобы маленький был между зеленым и красным, а красный был рядом с
желтым.
•
Расставь
кружки так, чтобы маленький был между розовым и красным, а красный был рядом с желтым.
•
Расставь
кружки так, чтобы маленький был между синими, а красный был рядом с зеленым.
Рекомендации
по проведению игр
•
Поощряйте творческую инициативу ребенка.
•
Ни в коем случае не ругайте за ошибки, не
насмехайтесь даже «над самыми нелепыми попытками решения».
•
Обязательно говорите ребенку, что он умный,
способный. Разумеется, не нужно захваливать малыша, но начинать
всегда следует с похвалы.
•
Не спешите подсказывать, старайтесь, чтобы
ребенок находил правильный ответ хоть и с вашей помощью, но все
же самостоятельно.
•
Учите ребенка доказывать правильность своего
ответа, отстаивать собственную точку зрения — это закрепляет его уверенность в себе,
в своих силах. Поэтому, даже если ответ неправильный, всегда нужно спросить: «Почему ты так считаешь?»
в своих силах. Поэтому, даже если ответ неправильный, всегда нужно спросить: «Почему ты так считаешь?»
•
Старайтесь предупреждать возникновение негативных эмоций в процессе игры.
•
Игры должны вызывать положительные эмоции,
тогда у ребенка будет формироваться стойкая позитивная
мотивация к умственной деятельности. Избегайте принуждения. Такая
ситуация приводит к порождению отрицательных эмоций и формирует
негативное отношение к любой умственной деятельности, в том
числе и учебной. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают
того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении
задач,
поставленных в игровой форме.
поставленных в игровой форме.