Логические игры с цветными крышками

Найди закономерность и продолжи ряд
Дидактические задачи. Учить детей находить закономерности. Про­должать учить решать логические задачи на основе зрительно восприни­маемой информации. Учить понимать предложенную задачу и выпол­нять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооцен­ки. Учить детей логически объяснять свои действия.
Материалы. Карточки с заданиями (см. рис. 4  цв. вкладки), набор разноцветных крышек.
Ход игры
Педагог предлагает детям рассмотреть карточки с заданием, а затем продолжить ряд, расставляя цветные крышечки в свободные кле­точки.

Какой цвет пропущен?
Дидактические задачи. Продолжать учить детей решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации. Учить пони­мать предложенную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формиро­вать навык самоконтроля и самооценки (учить детей логически объяс­нять свои действия).
Материалы. Карточки с логическим заданием (см. рис. 5 цв. вклад­ки), цветные крышки четырех основных цветов на каждого из детей.
Ход игры
Педагог раздает детям карточки с логическим заданием, пред­лагает внимательно рассмотреть их, а затем заполнить незанятую клеточ­ку той крышечкой, которую они считают подходящей. После выполне­ния задания дети объясняют свой выбор.

Построй неваляшку
Дидактические задачи. Продолжать учить решать логические зада­чи на основе зрительно воспринимаемой информации. Учить понимать предложенную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки (учить детей логически объяснять свои действия).
Материалы. Разноцветные крышки. Карточки для решения логиче­ских задач  на каждого из детей.
Ход игры
Педагог предлагает детям собрать неваляшку из цветных кры­шек, ориентируясь на словесную инструкцию.
Инструкция звучит так. Сначала выкладываем первый круг. Он не маленький и не средний, значит, какой? Правильно, большой. Он не красный, не синий, не зеленый. Какой он? Правильно, желтый. Значит, снизу нам нужно положить большой желтый круг. Теперь средний круг. Он не маленький, не большой. Значит, какой он ? Правильно, средний. Этот круг не синий, не желтый, не зеленый, значит?.. Правильно, красный. Кладем посередине средний красный круг. И последний круг. Он не большой и не средний, значит?.. Молодцы, малень­кий! Он не красный, не зеленый, не желтый. Какой он? Правильно, синий!
Дети выкладывают неваляшку, вслух объясняя свои действия.
Отгадай загадки
Дидактические задачи. Продолжать учить детей решать логические задачи. Учить понимать предложенную задачу и выполнять ее самосто­ятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки (учить детей логически объяснять свои действия).
Материалы
Раздаточный: разноцветные крышки разного размера, карточки для решения логических задач, пустые карточки на каждого из детей.
Демонстрационный: мешочек с цветными крышками у педагога.
Ход игры
Педагог по одной достает из мешочка крышечки и, не показывая детям, описывает их.
Описание звучит так. Первая крышечка у нас будет не большая и не маленькая, не красная, не желтая и не синяя. Нашли? Положите эту крышечку в первую пустую клеточку на ваших карточках. Вторая — не средняя и не большая, не желтая, не зеленая, не красная... И так далее.

Заполни клеточки
Дидактические задачи. Продолжать учить детей решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации. Учить пони­мать предложенную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формиро­вать навык самоконтроля и самооценки (учить детей логически объяс­нять свои действия).
Материалы. Карточки с логическими задачами (см. рис. 6 цв. вкладки), разноцветные крышки на каждого из детей.
Ход игры
Воспитатель раздает детям карточки с логическим заданием и пред­лагает внимательно их рассмотреть, а затем заполнить пустые клеточки крышечками в неповторяющихся цветовых сочетаниях. В конце игры дети объясняют свои действия.

Найди девятое
Дидактические задачи. Продолжать учить детей решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации. Учить пони­мать предложенную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формиро­вать навык самоконтроля и самооценки (учить детей логически объяс­нять свои действия).
Материалы. Карточки с логическими задачами, разноцветные крышки на каждого из детей.
Ход игры
Педагог раздает детям карточки с логической задачей и предла­гает им заполнить пустую клеточку так, как они считают правильным. В конце игры дети объясняют свой выбор.
Заполни клеточки
Дидактические задачи. Продолжать учить детей решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации. Учить пони­мать предложенную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формиро­вать навык самоконтроля и самооценки (учить детей логически объяс­нять свои действия).
Материалы. Карточки с логическими задачами (см. рис. 6 цв. вклад­ки), разноцветные крышки на каждого из детей.
Ход игры
Педагог раздает детям карточки с логической задачей и предла­гает им заполнить пустые клеточки так, как они считают правильным. В конце игры дети объясняют свой выбор.

Расставь фигуры
Дидактические задачи. Продолжать учить детей решать логические задачи. Учить понимать предложенную задачу и выполнять ее самосто­ятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки (учить детей логически объяснять свои действия).
Материал. Большие разноцветные крышки и одна маленькая белая на каждого ребенка.
Ход игры
Педагог предлагает детям по словесной инструкции выполнить следующие задания:
         Расставь кружки так, чтобы маленький был между синим и красным, а красный рядом с зеленым.
         Расставь кружки так, чтобы маленький был между желтым и красным, а желтый был рядом с зеленым.
         Расставь кружки так, чтобы маленький был между желтым и красным, а красный был рядом с зеленым.
         Расставь кружки так, чтобы маленький был между зеленым и крас­ным, а красный был рядом с желтым.
         Расставь кружки так, чтобы маленький был между розовым  и красным, а красный был рядом с желтым.
         Расставь кружки так, чтобы маленький был между синими, а красный был рядом с зеленым.

Рекомендации по проведению игр

        Поощряйте творческую инициативу ребенка.
        Ни в коем случае не ругайте за ошибки, не насмехайтесь даже «над самыми нелепыми попытками решения».
        Обязательно говорите ребенку, что он умный, способный. Разумеется, не нужно захваливать малыша, но начинать всегда следует с похвалы.
        Не спешите подсказывать, старайтесь, чтобы ребенок находил правильный ответ хоть и с вашей помощью, но все же самостоятельно.
        Учите ребенка доказывать правильность своего ответа, отстаивать собственную точку зрения — это закрепляет его уверенность в себе,
в своих силах. Поэтому, даже если ответ неправильный, всегда нужно спросить: «Почему ты так считаешь?»
        Старайтесь предупреждать возникновение негативных эмоций в процессе игры.

        Игры должны вызывать положительные эмоции, тогда у ребенка будет формироваться стойкая позитивная мотивация к умственной деятельности. Избегайте принуждения. Такая ситуация приводит к порождению отрицательных эмоций и формирует негативное отношение к любой умственной деятельности, в том числе и учебной. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач,
поставленных в игровой форме.