Развивающие игры В.В. Воскобовича в интеллектуальном развитии детей

- Ваше Величество, Игра,
Скорей на помощь малышу!
- Уже пора?
- Давно пора.
- Тогда спешу, спешу, спешу…

Детство - пожалуй, это единственное слово, вызывающее у нас, взрослых, светлые ностальгические воспоминания, свободные от скучных занятий, недостатка времени на "ничегонеделание" и "бесполезность". Ощущение сказки, ежедневных открытий и простых радостей того времени накладываются на уже приобретенный жизненный опыт, и мы начинаем думать, что знаем, каким должно быть детство наших детей. И почему-то именно мы, взрослые, считаем, что оно должно быть осознанно наполненным различными, на наш взгляд, полезными вещами: иностранные языки, шахматы, математика и логика, информатика.  Мы забываем, что, наполняя мир наших детей "полезностями", мы оставляем им все меньше и меньше времени именно на то, наше, ностальгически-сказочное детство.
Конечно же, эта необходимость, продиктованная высочайшим темпоритмом развития общества, требованиями к подготовленности ребенка к обучению и уровню и качеству образования. Но существует тоненький мостик между детством и школой, между необходимостью и интересом - игра. Игра, способная развивать, формировать, стимулировать, основываясь на базисных принципах гуманистического подхода к развитию личности, используя естественные познавательные способности ребенка, физиологический и психологический аспекты.
Для реализации идеи развивающего обучения с успехом используются современные развивающие игры и пособия. Содержание игр, методика и организация их проведения заключает в себе потенциал для развития познавательных и творческих способностей. В игре создаются условия для экспериментирования, для широкой поисковой деятельности, для развития самостоятельности мышления детей.
Развивающие игры - интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре.
И вот среди многообразия творческих подходов, игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно особенная, самобытная, творческая очень добрая группа игр - Развивающие игры Воскобовича.
Что же такое игры Воскобовича? Самые простые – это конструкторы и головоломки, которые учат конструировать геометрические фигуры. С их помощью развиваются мелкая моторика детских пальчиков, пространственное мышление, творческое воображение, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. Совершенствуются внимание и память.
Более сложные игры знакомят дошколят с цифрами, учат их моделировать, соотносить части и целое.
В отличие от игр, которыми полны наши магазины, игры Воскобовича используются не забавы ради, а для развития всех видов мыслительной деятельности ребенка. Они возбуждают у ребенка интерес, на основе которого можно развивать различные психические функции: память, внимание, мышление.
Развивающие игры Воскобовича отличаются:
Ø  Конструктивными элементами. В «Геоконте» - динамичная «резинка» как средство конструирования, в «Квадрате Воскобовича» - жесткость и гибкость одновременно, в «Прозрачном квадрате» - прозрачная пластинка с непрозрачной частью, в «Шнуре-затейнике» - шнурок и блочка и т.д.
Ø  Широким возрастным диапазоном участников игр. Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда и учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть упражнения в одно-два действия для малышей и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.
Ø  Многофункциональностью. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
Ø  Творческим потенциалом. Вспомните, с какой игрой ребенок играет дольше всего? Конечно, с той, которая дает ему возможность воплощать «задумки» в действительность. Сколько интересного можно придумать и сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных «паутинок» «Геоконта», «вечного оригами» - «Квадрата Воскобовича»: машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный  мир! Игры дают возможность проявлять творчество и взрослым.
Ø  Сказочной «огранкой».
Ø  Игры имеют  широкий диапазон применения -для специалистов ДОУ, начальной школы, коррекционных учреждений,  родителей.
В процессе использования развивающих игр Воскобовича  решаются следующие задачи развития и образования детей:
 математическое развитие детей (свойства и отношения предметов);
  знакомство с цветом ( «Геоконт», «Квадрат Воскобовича»); размером («Квадрат Воскобовича», «Прозрачный квадрат», «Геоконт»); геометрическими фигурами («Геоконт», «Прозрачный квадрат»);
   развитие    пространственных    представлений («Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Игровизор», «Шнур-затейник», «Лепестки»);
  развитие  мышления, воображения («Квадрат Воскобовича», «Геоконт», «Игровизор»,);
  творческое конструирование («Прозрачный квадрат», «Квадраты Воскобовича», );
  подготовка к чтению, обучению грамоте («Читайка»,  «Шнур-затейник»,);
  развитие мелкой моторики;

Основные принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество
- становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.
Построенная по принципу полифункциональности и высокой вариативности, саморазвития и творчества, каждая игра позволяет ребенку задействовать психические процессы в зонах ближайшего развития, в рамках возрастной психофизиологии.  Примером может служить замечательный "Игровой квадрат" (Квадрат Воскобовича- двухцветный, четырехцветный), о котором обоснованно сказано: "Великий квадрат не имеет предела". В руках ребенка замечательный материал, который может складываться в различные геометрические формы, игрушки по принципу "оригами", трансформироваться в объемные формы. Этот квадрат позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение, тонкую моторику, но и явиться материалом, знакомящим с  пространственной координацией, объемом, явиться счетным материалом, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту.  «Игровой квадрат» («Вечное оригами»)   представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон на некотором расстоянии друг от друга. Благодаря такой конструкции квадрат легко трансформируется. Еще одно название - «Квадрат-трансформер» - не случайно, ведь из него конструируются как плоскостные, так и объемные фигуры.
«Квадрат» в сказке «Тайна Ворона Метра» оживает и превращается в образы: домик, мышку, ежика, башмачок, самолетик, котенка.
Игры с «Квадратом Воскобовича» развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество.

Что развивает
- умение ориентироваться в форме и размере геометрических фигур, пространственных отношениях;
- умение конструировать плоскостные и объемные фигуры, пользуясь пооперационной схемой или собственным замыслом;
 - внимание, память, пространственное и логическое мышление;
- воображение, творческие способности;
- мелкую моторику рук.
  Развивающая игра "Шнур - затейник" - это увлекательное занятие и эффективное средство развития детей 3 - 8 лет. Эта игра — прекрасный пример того, как можно творчески использовать шнуровку. С игрой «Шнур-затейник» ребенок учится ориентироваться в пространстве, совершенствует свой интеллект, развивает свою кистевую и пальцевую моторику. С помощью «Шнура-затейника» традиционные «графические диктанты» можно не чертить, а выкладывать разноцветными шнурками на специальном деревянном поле с отверстиями. Можно готовить ребенка к обучению письму, "вышнуровывая" буквы и несложные слова. Согласитесь, что это гораздо интереснее, чем просто рисовать буквы на листе бумаги. Подходит «Шнур-затейник» и для математики: разноцветными шнурами можно «написать» цифру и легко превратить ее в другую.  К игре прилагается 58 схем, на которых представлены варианты дорожек, узоров и других изображений.

  «Геоконт»
В народе ее называют «дощечкой с гвоздиками». Действительно, на фанерном игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики. На гвоздики натягиваются разноцветная резинка, и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Малыши создают силуэты по показу взрослого, собственному замыслу, дети старшего возраста – по схеме-образцу и словесной модели. В результате игр с «Геоконтом» у детей развивается моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творчество.

«Игровизор»
К игре прилагается маркер, с помощью которого дети могут рисовать, обводить, а потом стереть.  Под прозрачную пленку подкладывается лист с заданиями.
Задания:  направленные на знакомство с эталонами формы, величиной, пространственными отношениями; задания  направленные на формирование моторного образа буквы, цифр; графический диктант и т.д.

Развивает
- сенсорные и творческие способности;
- внимание, память, операции логического мышления, воображение, сообразительность;
- мелкую моторику рук.

     «Прозрачный квадрат» - это головоломка, конструктор и пособие для решения логико-математических задач. В набор входят 30 квадратных прозрачных пластинок. Одна пластинка полностью окрашена в синий цвет, а на других закрашена только часть квадрата.
Развивает
 - освоение названий и структуры геометрических фигур, их размера;
- умение составлять геометрические фигуры из частей, понимание соотношения целого и части;
- умение конструировать предметные силуэты путем наложения или приложения пластинок.
- внимание, память, воображение, умение анализировать, сравнивать, творческие способности, речь, мелкую моторику рук.


Задания в инструкции разделены на три группы:
- анализ геометрических фигур и соотношение части и целого;
- складывал квадраты из различных частей и самые разные фигурки (альбом фигурок);
- игра «Домино» (все пластинки кладутся на середину стола, игроки по очереди берут по одной пластинке и строят из них квадрат ,если пластинка не подходит она кладется рядом и дает начало новому квадрату. Тот, кто достраивает квадрат до целого – забирает его себе. Выигрывает тот, у кого больше пластинок, «Квадратов»).

   «Лепестки»
Состав игры: восемь карточек - "лепестков" с держателями (семь цветов радуги и белый).
Развивает
- освоение счета, пространственного расположения и его смыслового отражения в речи (над, под, между, рядом, слева, справа);
- умения считать, отсчитывать нужное количество, определять порядковый номер;
- внимание, память, воображение.
Как играть:
На полянке вырос красивый цветок - двухцветик.
На коврографе выкладывается цветок из лепестков краного и оранжевого цвета.
На следующий день вырос новый цветок - трехцветик.
На коврографе выкладывается цветок из трех лепестков. Постепенно количество лепестков увеличивается.
Что поменялось?
Цветок осыпался. На коврографе выкладывается ряд из пяти лепестков. Дети закрывают глаза, взрослый убирает один, два или три лепестка. Дети называют недостающие по цвету.
Снова подул ветер, и все лепестки повернулись в одну сторону - "носиком" влево (вправо, вниз, вверх).

Для ребенка важно и интересно, что в игре могут принимать участие еще и другие дети или взрослые, в этом случае он учится взаимодействовать с партнерами, смотреть, что делают другие, и ждать своей очереди.

Результаты

- Лучше всего у детей развивается понятливость, умение анализировать, сравнивать, сопоставлять.
-  Пяти-шестилетние дети умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца. Это результат развивающей игры, которая соединяет интеллектуальную деятельность и возможность получить результат.
- Особенно хочется отметить высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики детских рук.
- Дети лучше начинают  считать, стали лучше  запоминать (знать) геометрические фигуры, лучше стали ориентироваться на плоскости, в пространстве, улучшилась общая осведомленность.


Построенные на возрастных мотивационных акцентах деятельности - интересе, образности, доступности, нестандартности, новизны восприятия, разнообразности - игры интригуют, мобилизуют внимание, интерес, и постепенно втягивают ребенка в процесс решения, "думания" над задачей. Эффект погружения в задачу происходит органично. Ребенок неизбежно входит в ситуацию, требующую от него четкого алгоритма, последовательности действий, анализа предложенного задания, осознания целей, поиска вариантов решений. При этом роль взрослого заключается в сопровождении решения, равноправного играющего партнера, тогда как обучением занимается игра. Это существенно облегчает работу с развивающими играми.